Анатолий Юницкий 2018 Премия мира
Анатолий Юницкий Открытое письмо Джеффу Безосу и Илону Маску
11 декабря 2018 года в столице Словакии Братиславе состоялась церемония награждения Анатолия Юницкого словацкой Международной Премией мира. Награда была учреждена основателем неформальной ассоциации «Экономический клуб» Петером Касаловским в 2015 году.
Награда вручается выдающимся научным и общественным деятелям, внёсшим весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, улучшение условий жизни человека, а также обеспечение безопасности во всём мире.
Уважаемые дамы и господа!
Для меня большая честь быть награждённым «Словацкой Премией Мира». Хочу поблагодарить комитет Премии за высокую оценку моего труда в области создания инновационных транспортно-инфраструктурных технологий. Особенно важным в этой связи считаю международный формат Премии, что соответствует масштабам тех задач, решению которых посвящена вся моя жизнь – более 40 лет.
Сохранение мира требует усилий от всех стран, организаций и объединений для обеспечения устойчивого развития нашей земной технократической цивилизации. И самой значимой проблемой здесь является негативное влияние индустрии на живую окружающую среду – на биосферу планеты. Поиск компромисса и совместные действия, направленные на снижение загрязнений воды, почвы и атмосферы промышленными отходами, а также переосмысление нашего подхода к использованию природных ресурсов – это требование сегодняшнего дня.
Мы должны мыслить смело и применять решения, которые ещё вчера казались невозможными. Если для спасения планеты нам нужно будет создать альтернативу автомобилю – это нужно сделать уже сейчас, а не откладывать на завтра. Ведь автомобили, в том числе и электромобили, ежегодно убивают на планете около 1,5 миллионов человек, более 10 миллионов – делают инвалидами и калеками, и в угоду им уже «закатаны» в асфальт почвы на территории, равной площади 20-ти Словакий.
Если для обеспечения устойчивого будущего промышленность нужно вынести на околоземную орбиту – разработки в этом направлении также нужно начинать как можно скорее.
Реформирование транспортно-инфраструктурной сферы планеты, в том числе геокосмической, должно стать основой для качественных изменений, и мои инновационные разработки могут обеспечить необходимый фундамент для них.
За последние годы проект струнного транспорта SkyWay – самого экологичного и безопасного способа передвижения из всех когда-либо созданных – совершил большой скачок в развитии и вплотную приблизился к реализации. Транспортными комплексами, основанными на моих наработках, уже интересуются власти многих стран по всему миру. Это говорит о том, что вопросы устойчивого развития и экологии не только не теряют своей значимости, но и становятся всё актуальнее.
Поддержка комитетом «Словацкой Премии мира» таких проектов, как струнный транспорт SkyWay, – это локальное действие, которое поможет изменить глобальную ситуацию. Большое спасибо вам за это!
Премия существует с 2015 года, и среди ее лауреатов, например, Хосе Анхель Гурриа – один из крупнейших в мире финансистов, генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития.
На торжественном вручении присутствовали министр обороны Словакии, послы Китая и Российской Федерации, а также предприниматели, ученые и политики, которые участвуют в деятельности неформального форума.
В рамках церемонии генеральный конструктор ЗАО «Струнные технологии» Анатолий Юницкий рассказал высоким гостям о своем видении перспектив развития наземного транспорта и космонавтики.
Он отметил, что человечество нуждается в принципиально новых, креативных решениях:
«Мы должны мыслить смело и применять решения, которые еще вчера казались нам невозможными. Если для спасения планеты нам нужно будет создать альтернативу автомобилям с двигателем внутреннего сгорания – это нужно сделать уже сейчас. Если для будущего человечества промышленность нужно вывести на околоземную орбиту – разработки в этом направлении нужно начинать как можно скорее».
В своей речи, приуроченной к этому событию, он подчеркнул необходимость переосмысления концепции промышленного развития человечества:
Мы должны мыслить смело и применять решения, которые еще вчера казались нам невозможными. Если для спасения планеты нам нужно будет создать альтернативу автомобилям с двигателем внутреннего сгорания - это нужно сделать уже сейчас. Если для будущего человечества промышленность нужно вывести на околоземную орбиту - разработки в этом направлении нужно начинать как можно скорее.
В центре представленной концепции находится идея о том, что уже сейчас необходимо начинать разработки по промышленному освоению космоса. При этом широко распространенная сегодня ракетная космонавтика не способна справится с этой задачей.
Публикуем открытое письмо Анатолия Юницкого Илону Маску и Джеффу Безосу и другим предпринимателям аэрокосмической отрасли.
Ниже – полный текст письма:
Джeффри Престону Безосу, главе Amazon.com, Inc и Blue Origin,
Илону Риву Маску, главе Space Exploration Technologies Corporation,
а также всем тем, кто намерен широкомасштабно осваивать космос в будущем с помощью ракетоносителей
Уважаемые господа!
Ваши имена широко известны во всём мире, моё - известно меньше. Мы с вами - представители разных культур, граждане далёких друг от друга стран и носители различных менталитетов, и имеем разные финансовые возможности для инвестиций в освоение космоса. Однако, есть между нами и нечто общее: так же, как и вы, я уверен, что у человечества нет иного пути развития, кроме освоения космического пространства, но при этом я считаю, что туда с планеты необходимо вынести всю экологически грязную промышленность. Как и вы, я посвятил реализации альтернативной программы по освоению космоса много десятилетий. На этом пути, в качестве инженера и учёного, мною были достигнуты значительные результаты и сделан ряд важных выводов, которыми считаю нужным поделиться с вами, чтобы предостеречь от ошибок, способных стать критическими для всех нас – землян.
Осваивать космос с помощью ракет - нерационально и неэкологично
Ракетный путь освоения космоса, по которому сегодня идёт человечество, и по которому решили пойти и вы - тупиковое направление. Судя по данным из открытых источников, основная цель, которую вы преследуете на сегодняшний день, состоит в снижении стоимости запуска за счёт создания ракетоносителей многоразового использования. Но даже если вам удастся достичь существенных результатов и снизить цену доставки грузов на орбиту, например, до 2 миллионов долларов США за тонну груза, масштабное освоение космоса по-прежнему останется дорогостоящим. Здесь можно провести параллели с земной реальностью, где бессмысленно пытаться строить завод при цене одного кирпича, сопоставимой с ценой автомобиля.
Другое обстоятельство, делающее бессмысленными попытки индустриализации космоса при помощи ракет, состоит в их крайне низком энергетическом КПД, менее 1%, если учесть все затраты и потери энергии, в том числе предполётные и послеполётные, например, на получение топлива и изготовление сбрасываемых и теряемых ступеней. Звучит как парадокс, но транспортная производительность всей современной ракетно-космической отрасли сопоставима с одной конной повозкой. Такая повозка, непрерывно с 1957 года перевозящая 1 тонну груза на расстояние доставки на орбиту (примерно 300 км), на сегодняшний день перевезла бы столько же грузов, как и все вместе взятые ракеты - в космос.
Ракетная космонавтика, помимо неэффективности, ещё и создаёт глобальные экологические проблемы. Скорость истечения реактивной струи при запуске ракеты достигает 4 километров в секунду, что в пять раз выше скорости полёта пули снайперской винтовки. Температура струи достигает 4 тысяч градусов, что почти в три раза выше температуры плавления стали. Вся эта мощь выбрасывается в чрезвычайно уязвимом озоновом слое в виде химически активного пламени. Каждый запуск тяжелого ракетоносителя делает дыру в озоновом слое размером с большую европейскую страну, такую, как Франция.
Ещё 40 лет назад было подсчитано, что космический челнок «Шаттл» за один старт (в зависимости от ионосферных условий) может уничтожить от 10 до 40 миллионов тонн озона, потому что в качестве компонентов топлива он использует озоногасящие химические элементы. Учитывая, что всего в атмосфере Земли находится около 4 миллиардов тонн этого газа, легко подсчитать, что для полного уничтожения озонового слоя достаточно будет единовременно запустить 100-200 ракетоносителей такого типа. Кроме гашения озона ракетные пуски меняют и физикохимию верхней атмосферы, вызывая турбулентность ионосферы и даже влияют на геомагнитное поле в тангажной плоскости пуска.
Многоразовое использование ракет и переход на новые виды ракетного топлива не смогут решить эти проблемы. Для индустриализации космоса при нынешней грузоподъёмности ракет потребуется число запусков на несколько порядков большее, чем есть сегодня, - это попросту убьёт жизнь на нашей планете. Не радуют прогнозы уже на ближайшие 10 лет по запуску космических аппаратов: 180 пусков в год - это более чем двукратный рост относительно текущего уровня. Не хочется верить, что подобный вариант развития событий видится вами в качестве гуманистической миссии и главного дела жизни, реализуемого в рамках возглавляемых вами проектов.
Человек убьет Землю, если не вынести производства в космос
Я полагаю, вы понимаете и разделяете моё убеждение в том, что Земля будет обречена, если в ближайшее время не вынести Техносферу – всю индустрию – в космос, за пределы нашего общего дома - Биосферы. Это произойдёт оттого, что принципиально невозможно создать в промышленности замкнутые технологические циклы. Это примерно то же самое, как искать способ запретить корове, наряду с продукцией - молоком, вырабатывать навоз, мочу, метан и СО2. Не удастся наложить вето на выброс в окружающую среду того, что остаётся в результате вычитания из исходного сырья (травы) – готовой продукции (молока).
Все промышленные технологии работают по точно такой же схеме - берут сырьё, выделяют из него продукцию (осуществляя иногда десятки и даже сотни переделов), а то, что осталось, выбрасывают обратно в окружающую среду.
Даже Биосфера в целом не является замкнутой системой - ведь она преобразила ранее мёртвую Землю. Точно так и Техносфера в целом не может быть замкнутой системой в условиях отдельно взятой планеты. Она неизбежно и неотвратимо будет преобразовывать планету под себя, не нуждаясь ни в кислороде, ни в почве, ни в других, необходимых Человеку для жизни на Земле, компонентах. В итоге Техносфера убьёт если и не всё живое на планете, то человечество - точно. Уже сегодня промышленность США и Китая потребляют в два раза больше кислорода, чем вырабатывают зелёные растения на территории этих стран. Они живут в долг - потребляют кислород, вырабатываемый российской тайгой и джунглями Амазонки. Существует сорокалетняя тенденции смещения дня экологического долга (Ecological Debt Day) к началу года, при сохранении которой уже через 2-3 поколения техносфера безвозвратно «съест» Биосферу.
Только предоставление Техносфере экологической ниши вне Биосферы обеспечит последней сохранение и развитие по законам и направлениям, сформированным в течение миллиардов лет эволюции, а также гармоничное взаимодействие общности людей, как биологических объектов с Биосферой. Такой экологической ниши для Техносферы на Земле нет, но она есть в космосе, совсем рядом - на расстоянии начиная от 100 километров от поверхности планеты, где для большинства технологических процессов идеальные условия: невесомость, вакуум, высокие и криогенные температуры, неограниченные сырьевые, энергетические и пространственные ресурсы.
С индустрией на земной орбите никому не придётся бежать из своего дома на другие планеты и в иные звёздные системы. Конечно же, я могу предложить альтернативу подобному побегу - обустройство более пригодных для проживания участков суши на Земле: высокогорные районы (выше 3 000 м) или Антарктида. Стоимость колонизации земных горных массивов и Антарктиды в тысячи раз дешевле, чем того же Марса, да и проживать тут гораздо комфортнее: теплее градусов на 100°, имеются привычные нам воздух и кислород, еда, пресная вода (стоит только снег растопить) и это по-прежнему - родная Земля! Да и авиабилет будет в миллион раз дешевле межпланетного билета - тысяча долларов вместо миллиарда.
Как видите, для широкомасштабного освоения космоса у человечества осталось не так уж много времени - до точки невозврата в развитии нашей технократической цивилизации осталось всего пара поколений. После этого уже ничто не сможет восстановить нарушенный баланс между природой и индустрией - из-за технократического угнетения Биосферы начнётся её необратимое разрушение и деградация, а с ней и деградация человеческого рода. Ведь наша земная цивилизация живёт по принципу «плесень в чашке Петри» - съев все ограниченные ресурсы, она погибнет.
Широкомасштабное освоение космоса и вынесение на орбиту земной индустрии потребует геокосмических перевозок в объёме многих миллионов тонн в год. Ни сегодняшняя тысяча, ни завтрашние десять тысяч тонн грузов в год (как планируется при ракетной индустриализации космоса) не решат глобальных проблем человечества, проживающего на планете. Ко времени выхода на такой объём перевозок на планете будет жить уже 10 миллиардов человек, что в пересчёте на одну земную душу даст нам всего 1 грамм космической продукции в год или 3 миллиграмма - в день.
Выход есть - Общепланетарное транспортное средство
В результате анализа указанных проблем, более 30-ти лет назад я пришёл к выводу, что единственной возможной транспортной технологией широкомасштабного освоения космоса для человечества является неракетный способ. Вам наверняка известна идея космического лифта и другие подобные концепции. Все они сложно реализуемы, по крайней мере, в обозримом будущем, к тому же их производительность не превышает 10-ти тысяч тонн грузов в год. Но у меня есть собственное решение, о котором вы также, вероятно, слышали.
Оно получило широкую известность после моего доклада в Москве на неправительственной встрече американской и советской общественности, организованной Советским комитетом защиты мира. Эта встреча состоялась в 1987 году, более 30-ти лет назад, и была посвящена проблемам вынесения земной индустрии в космос без использования ракет, а также освоения и заселения других планет. С тех пор мною проделана большая работа, создана собственная научно-конструкторская школа, на базе которой это решение было исследовано и проверено расчётными методами. Благодаря этому, проект может быть реализован уже в обозримом будущем - при наличии политической воли и консолидации бизнеса.
Проект получил название Общепланетарное транспортное средство (ОТС). Это геокосмический транспортный комплекс многоразового использования для безракетного освоения ближнего космоса. Он позволит, без какого-либо негативного взаимодействия с окружающей средой, как с земной, так и с космической, за один рейс выводить на орбиту порядка 10 миллионов тонн грузов и 1 миллиона человек, которые будут задействованы в создании и функционировании околоземной космической индустрии. За один год ОТС сможет выходить в космос до 100 раз. То, что способно сделать ОТС за один год, современной мировой ракетно-космической отрасли, в которую уже вложены триллионы долларов, потребуется порядка миллиона лет. При этом затраты на доставку каждой тонны полезного груза на орбиту с помощью ОТС будут в тысячи раз ниже, чем ракетоносителями, - не дороже тысячи долларов за тонну.
Экологически чистое ОТС, работающее исключительно на электрической энергии, позволит реально осуществить индустриализацию ближнего космоса. После этого необходимо будет лишь закрыть на планете все вредные для земной биосферы промышленные производства, к тому моменту создав их на околоземной орбите на новых, экологически чистых для космоса, принципах. Это откроет потрясающие возможности в области информационных и энергетических коммуникаций. Вынос промышленности за пределы планеты радикально улучшит нашу общую среду обитания, наш общий дом - Биосферу планеты Земля, особенно в индустриальных регионах, без каких-либо ограничений роста производства.
Проект ОТС объединит человечество
Практически все инженерные решения, применяемые в проекте, широко известны, апробированы на практике и реализованы в настоящее время в промышленности. Бюджет проекта, рассчитанный на 20-ти летний срок, составит порядка двух триллионов долларов, что не так уж и много - три годовых военных бюджета США. Такая глобальная геокосмическая программа позволит вновь объединить вокруг себя все развитые страны мира общими целями и задачами и привлечь их к финансированию этого сверхамбициозного проекта, призванного спасти человечество.
В силу своих технических особенностей, проект напрямую затронет территорию десятков стран, в основном расположенных вдоль экватора, а по политико-экономическим причинам проект затронет весь мир. ОТС также станет незаменимой платформой для перспективного освоения дальнего космоса космическими аппаратами многоразового использования, типа тех, разработкой которых сегодня занимаются ваши компании. Срок реализации проекта составит около 20 лет с учётом социально-политических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
Искренне надеюсь найти в ваших лицах единомышленников, небезразличных к будущему человечества и побуждаемых к действию не только интересами получения прибыли. Вы, как немногие, должны понимать, что в случае гибели нашего общего дома, земной Биосферы, никакие деньги не спасут жизни землян, их детей и внуков. Приглашаю вас к сотрудничеству на благо всего человечества. Надеюсь, данное письмо инициирует старт главного события и в вашей жизни.
Земля - лучшая планета во всей Вселенной. Мы обязаны сохранить её потомкам!
Президент группы компаний SkyWay,
Председатель Совета директоров
и Генеральный конструктор ЗАО «Струнные технологии»
Инженер Анатолий Юницкий
Российская газета «Комсомольская правда» опубликовала на своем интернет-портале открытое письмо Анатолия Юницкого предпринимателям аэрокосмической области Илону Маску и Джеффу Безосу. В предисловии к письму «Комсомолка» отметила, что за последнее время проект SkyWay вырос от небольшого конструкторского бюро до крупной компании в области исследований и разработки с испытательными полигонами в Беларуси и ОАЭ.
Полный текст статьи можно прочитать по ссылке
Открытое письмо Анатолия Юницкого постепенно набирает популярность в социальных сетях. Уже сейчас посты о нем появились в нескольких крупных, свыше 1 000 000 пабликах ВКонтакте, посвященных науке и технологиям, такие как «Ridddle», «Наука и Факты» и «Наука и техника»
Последние Новости SkyWay